30 октября 2020
1000 <
0

В серии своих статей о футбольной команде «Клуб-спорт Орехово» член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов вспоминает о некоторых фактах истории отечественного футбола.*

В юбилейном издании «Сто лет российскому футболу» говорится: «Так всё же когда он появился в нашей стране? В одном из номеров спортивного журнала того времени «Самокат» недвусмысленно называется 1868 год. Год, когда в английской колонии Петербурга появилась своя футбольная команда». И это же издание относит «появление в английской колонии Санкт-Петербурга первой футбольной команды к 1886 году». А один из современных авторов, Б.А. Пирогов, в книге «Футбол» пишет: «Имеются сведения, что в Петербурге английские служащие с Сампсониевской и Невской мануфактур проводили первые игры ещё в 1879 г.».

Что касается Москвы, А.В. Савин в книге «Москва футбольная» пишет: «Точно установить, когда и как начался футбол в Москве, практически невозможно. Но достоверно известно, что уже в 1895 году, на поле машиностроительного завода «В.Я. Гоппер и Кº» (позже «Завод им. Владимира Ильича»), в Замоскворечье, на Щипке, «солидные на вид» члены английской и американской колоний в Москве, одетые в непривычные для обывательского глаза цветные рубашки и короткие брюки, с мальчишеским задором забавлялись неведомой пока ещё для москвичей игрой с мячом и называли это занятие ФУТБОЛОМ». Кстати, этот завод принадлежал тому самому Гопперу, который приобрёл в Орехове чугуно- и медеплавильную мастерские, открытые ранее британцем Дейвисоном и выпускавшие оборудование для текстильных фабрик (с 1957 года завод «Прибордеталь»).

Официальной же датой рождения российского футбола считается 1897 год, когда 24 октября в Петербурге состоялся матч между командой «Спорт», в составе которой преобладали местные игроки, и командой Василеостровского общества, состоявшей из иностранцев, в основном британцев. Говорим «британцев», потому что они чётко делили себя на англичан и шотландцев. В Петербурге были даже соответствующие моноэтнические команды британцев.

Что касается зарождения ореховского футбола, сошлёмся на свидетельство очевидца. Об этом говорится в еженедельной газете «Британский союзник», выходившей на русском языке в СССР по договорённости с правительством Великобритании в период 1942-1949 гг. В одном из номеров за 1946 год были опубликованы воспоминания Гарри Горсфилда Чарнока под названием «Из истории футбола в России». Представившись читателям как «Г.Г. Чарнок, последний вице-президент Московской футбольной лиги (1918)», он писал: «В 1887 году мой брат, бывший член клуба «Блэкберн Роверс», предпринял попытку организовать футбольную команду в Московской губернии. После его отъезда команда распалась. Следующая попытка возродить футбол в 1897 году была предпринята мною и британскими служащими фирмы, директором которой я был. Футбольные клубы были организованы в районе Орехово-Зуева». Добавим, что Джеймс Чарнок (Яков Васильевич), брат А.В. Чарнока, работал директором прядильной фабрики Викуловской мануфактуры и внёс большой вклад в становление «морозовской» команды.

А что было до 1887 года? Наверное, попытка организовать тогда команду делалась не на пустом месте. Известно, что британцы уже давно работали на морозовских предприятиях в Никольском. Ещё в 1840 году Морозовы наладили сотрудничество с немецким коммерсантом Л. Кнопом, при посредничестве которого начались поставки английских станков и стали приезжать британские инженеры, наладчики, конторские служащие. На досуге они, вероятно, играли не только в крокет и кегли, но и с мячом. Но в какую игру и каким мячом? Ведь тогда ещё не было чёткого разделения между регби и футболом. Эти вопросы остаются пока без ответа. Однако ясно, что почва для появления футбола в Орехове была подготовлена. Интересно мнение Николая Старостина, который в книге «Футбол сквозь годы» писал о Чарноках следующее: «Именно они, на мой взгляд, и завезли футбол сначала в Орехово, а затем в Москву. Им принадлежит честь проведения таких исторических матчей, как сборная Москвы «английская» против сборной Москвы «русской».

А.В. Чарнок продолжал: «Начальный период развития футбола в России представляет особый интерес ввиду того обстоятельства, что среди игроков были рабочие, подмастерья, механики, административные и конторские служащие, так что это было поистине демократическое начинание… Вскоре после того, как футбол завладел сердцами орехово-зуевской молодёжи и когда игры, проходившие на всех сколько-нибудь пригодных для этого площадках, привлекали толпы зрителей, автору этих строк было указано, что футбольные матчи якобы используются для маскировки революционной агитации».

Сделаем несколько пояснений к этим словам. Андрей Васильевич (Гарри) Чарнок работал директором бумагопрядильной и крутильно-ниточной фабрик «Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями». Он стоял у истоков КСО, был первым президентом клуба, а его братья и племянники защищали цвета «морозовцев». Они приехали в Россию из промышленного района Англии, находящегося между Манчестером и Ливерпулем, с которым хорошо были знакомы Морозовы. Они сами и их агенты в Англии занимались закупками оборудования, станков и сырья, нанимали на работу британских инженеров и техников. Недалеко от Манчестера находится город Блэкберн, и здесь, в местном клубе, состоял брат Гарри - Клемент (Климентий) Чарнок. Но неизвестно, играл он за «Блэкберн Роверс» или был в руководстве клуба. Во всяком случае, свой футбольный опыт он постарался использовать в России. А клуб из Блэкберна тогда был одним из ведущих в Англии. Ещё в конце XIX века он шесть раз выигрывал английский Кубок, а в 1912 и 1914 гг. становился чемпионом Англии. Так что Чарноки были знакомы с лучшим футболом своего времени, и, более того, бело-голубую форму этой английской команды они привезли и для «морозовцев». Гарри Чарнок добавляет: «Форма, принятая в настоящее время обществом «Динамо» – голубые майки с белым воротником и белыми манжетами – такая же, какая была у Орехово-Зуевского клуба».

Чарнок знал, о чём пишет, поскольку наверняка видел московских динамовцев в матчах с британскими командами во время триумфального турне «Динамо» по Великобритании в конце 1945 года.

Между тем футбол становился всё более популярным и в Москве. В разных районах города начали создаваться команды. В 1896 году при Московском гигиеническом обществе был организован кружок футболистов «Сокольники» (КФС). Он обосновался в той части Сокольнического парка, который назывался Ширяевым полем. В районе Сокольников появился и первый московский футбольный клуб – «Сокольнический клуб спорта» (СКС), который был зарегистрирован в 1905 году. Сокольники стали одним из первых центров московского футбола, а в Лефортове появился «Британский клуб спорта» (БКС), хотя британцы (но без разделения на англичан и шотландцев) играли также в составе других команд. Позже футбольные команды в Москве возникли при таких спортивных обществах, как «Сокольнический клуб лыжников» (СКЛ), «Замоскворецкий клуб спорта» (ЗКС), «Унион», созданный московскими немцами, «Московский клуб лыжников» (МКЛ).

Поначалу тон в московском футболе задавали игроки БКС, и в книге «Футбольный театр» М.П. Сушков, впоследствии руководитель Всесоюзного детско-юношеского турнира «Кожаный мяч», писал: «Мы считали себя счастливчиками, когда попадали на матч с участием команды Британского клуба спорта. Англичане, приглашённые русскими промышленниками как специалисты (они-то и завезли в Россию футбол) играли на голову выше. У них учились. Учились прилежно, с верой в учителей… Англичане играли красиво…, без суеты – мастерски. На таких матчах мы постигали тонкости футбола, замечали, что стихия событий на поле подчинена людям, она управляема, что здесь воплощается в жизнь заранее разработанная тактика». Эти слова известного футбольного специалиста можно в полной мере отнести и к тому, что происходило тогда в ореховском футболе. Между прочим, тот же Сушков в качестве тренера команды ЛиМЗ (нынешний ЛиАЗ) привёл её к победе в розыгрыше Кубка ВЦСПС 1954 года.

В публикациях многих авторов повторяется информация о том, что Морозов давал в английских газетах объявления примерно такого содержания: «Требуются служащие, умеющие играть в футбол». Но некоторые авторы нередко называют этого Морозова Саввой. Однако теперь мы знаем, что первенство в создании «морозовской» команды принадлежит не Савве Тимофеевичу, а Викуловичам. Об этом чётко говорится в «Орехово-Зуевском календаре» начала прошлого века, и на его страницах приводится состав руководства обеих морозовских Мануфактур. Дирекцию правления Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями возглавлял тогда Иван Викулович.

В составе Товарищества значится также «Клуб-спорт», президентом которого являлся уже упоминавшийся А.В. Чарнок. Будучи директором одного из викуловских производств, он состоял также членом правления Орехово-Зуевского общества распространения образования. На первых порах у него были трудности, поскольку не все в Орехове принимали футбол. Но в 1906 году Чарнок добился разрешения на создание футбольных и хоккейных команд при «Клуб-спорте», и тогда же были проведены первые игры в футбол с участием детей. Староверы, прежде резко выступавшие против этой игры, стали теперь сквозь пальцы смотрели на забавы с мячом взрослых и детей.

Профессор Г.А.Баутдинов

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости